Транспортный мир Шри-Ланки, год 2008

Вместо эпиграфа:
– Вишь ты, — сказал один другому, — вон какое колесо! Что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось, в Дамбуллу или не доедет? -- Доедет, -- отвечал другой. – А в Коломбо-то, я думаю, не доедет? – В Коломбо не доедет. (из разговора двух сингальских мужиков где-то между Канди и Дамбуллой)
Итак, транспортный мир Шри-Ланки
(читается голосом Николая Дроздова)
Транспортный мир Шри-Ланки отличается значительным убожеством разнообразием.
Наряду с роскошными лимузинами ручной сборки, каких-то пару часов назад выехавших из ворот автозавода,
так же легко на дорогах можно встретить представителей юрского периода, которые не разваливаются на ходу только благодаря многослойному покрытию великолепной британской краской и ежедневным жертвоприношениям и молитвам, возносимым Будде погонщиками этих колесниц (в переводе на русский это звучит примерно как «Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса...»)

Внутренний мир и подкапотное пространство этих монстров отличаются духовным богатством и разнообразием, хотя о существовании усилителя руля и тормозов они еще и не догадываются.
В сложных случаях, требующих повышенного морального и физического напряжения, водители не гнушаются прибегать к посторонней помощи, как, например, в рейсовых автобусах во время обгонов на серпантинах, когда один из пассажиров, стоя на задней подножке, сигнализирует водителю о прохождении задним бампером автобуса точки Икс и о возможности, таким образом, безопасно вернуться в ранее занимаемую полосу. На фото ниже вы можете увидеть имитацию данного процесса, основанную на реальных фактах
При случае каждый считает своим долгом поучаствовать в дискуссии по поводу того, прав ли был водитель, заехав на автобусе на горную дорогу, в начале которой три раза был продублирован знак «Движение автобусов запрещено», кто виноват и, собственно, что делать — освежевать водителя здесь и сейчас или все-таки пусть еще пару бревнышек под заднее колесо принесет, а освежевать всегда успеем.


Такие дискуссии под проливным тропическим дождем длятся иногда часами, сопровождаются ритуальными танцами и заканчиваются, как правило, все-таки принесением в жертву как самого застрявшего автобуса, так и его неуклюжего водителя.
Отдельного упоминания заслуживает рельсовый транспорт Шри-Ланки. Если вам не удалось купить билет в так называемый панорамный вагон — не отчаивайтесь. Полное представление о том, что это такое, вы сможете получить, постояв каких-то полчаса у ближайшего железнодорожного переезда
Поверьте, этого вполне достаточно.
А занять места у окна вам бы все равно не удалось, так как в конкурентной борьбе за них у вас все равно нет никаких шансов против местного населения
Места в билетах не указаны, да и зачем продаются сами билеты вам не смогут ответить даже те, кто эти билеты продает и потом проверяет (если проверяет).
Расписания, кстати, тоже нет. Поезда отправляются, а главное — прибывают — в зависимости от фаз Луны, буддийских праздников и желания вожака стаи локомотива.
Поэтому для поездки на дальние расстояния лучше воспользоваться… лучше вообще самостоятельно не ездить на дальние расстояния, передвигаясь по острову либо на арендованной машине с опытным туземным проводником, либо перемещаться коротким отрезками с использованием так называемого тук-тука.
Тук-тук — уникальное природное образование, характерное для транспортного мира юго-восточной Азии, этакий дырчикоподобный трехколесный зверек, являющийся, скорее всего, жизнеспособным гибридом мотороллера и Роллс-Ройса (тяжкое наследие колониальных времен)
Происхождение названия «тук-тук» до сих пор неясно. По одной версии, название происходит от характерного звучания полуторатактного двигателя от Роллс-Ройса, которым оснащены эти перепончатокрышные. Разумеется, такой двигатель установлен на них не целиком — тогда бы они просто не смогли тронуться с места, а по частям — кому-то достался цилиндр с поршнем, кому-то — карбюратор, кому-то — топливный фильтр или бензобак,
в который входит чайная ложка бензина, достаточная чтобы доехать до Дамбуллы.
Но нам более вероятной представляется версия, согласно которой английские колонизаторы, под впечатлением от свободной манеры перемещения цейлонских пилотов, после особо феерических прохождений перекрестков против движения и обгонов по встречной обочине, стучали трубкой или лорнетом по голове пилота, производя характерный звук: «Хей, бой — тук-тук - а ю крейзи?» Колонистов давно вывезли обратно в метрополию, а тук-туки все чудят на дорогах Шри-Ланки, пугая туристов своеобразной манерой передвижения — характерный звук при этом также не изменился
На улицах тук-туки частенько сбиваются в пары, а иногда и в тройки — их сексуальная жизнь по-прежнему представляет большой интерес для зоологов -
и тогда через некоторое время окрестности оглашаются истерическим тарахтением новорожденного тук-тука.
На фото вы можете увидеть супружескую пару тук-туков, позирующую нашему фотографу под фамильным гнездом
Если вождение тук-тука в качестве пилота особых проблем не вызывает — тут даже водительских прав не нужно, главное знать — с какой стороны капать ему в клювик бензин и в какую сторону выпрыгивать при ДТП, чтобы не попасть с одной стороны под встречный тук-тук, а с другой — в лапы дорожного полицейского, то езда в качестве пассажира — тот еще аттракцион. Стульчак викторианских времен, которым оборудован тук-тук в хвостовой части, дает пассажиру право ехать только в позе страдающего мигренью цейлонского кролика — спина выгнута колесом, голова отведена к плечу и одновременно прижата к потолку, колени сжимают уши, на мордочке вопрос «Великий Будда, как же меня угораздило и когда это закончится?...»
Багажное отделение тук-тука рассчитано на перевозку 1 (одного) среднего джек-фрута или крупной папайи. Попытки затолкать туда среднеевропейский чемодан вначале приводят к недоумению со стороны прохожих и пилота — да и самого чемодана, а в конце концов — к потере багажа на одном из серпантинов. Или даже в момент трогания с места.
Бояться или стесняться этого не стоит — ваш чемодан когда-нибудь доставят к месту назначения. Это с удовольствием сделает один из прохожих или пилотов соседних тук-туков. После того, как выпьет чаю, доставит своего пассажира или съездить навестить родственников на другом конце острова. В конце концов, если этого даже и не произойдет — не отчаивайтесь, подумаешь, велика потеря — чемодан, Будда ниспошлет вам новый. Когда-нибудь. Возможно, даже в этой жизни.
В центральной части острова тук-туки имеют тенденцию покрываться чешуйчатыми наростами и инородными предметами, особенно зеркалами — это связано не только с влажным климатом, но и с тем, что маршруты следования пролегают по местам обитания многочисленных демонов, которые прыгают с веток деревьев на тук-тук, рвут крышу когтями и в мгновение ока перегрызают шею его обитателям — спасти вас может только если вы спугнете демона, увидев его в момент нападения. Хотя бы с помощью зеркала. Тогда он моментально превращается в полицейского и у вас есть шанс выкупить свою никчемную жизнь за небольшую мзду.
Во время дождя тук-тук раскрывает над собой особую рудиментарную перепонку, которая превращает его в некое подобие ноева ковчега и позволяет переждать всемирный потоп.
В центральных районах острова тук-туки мирно соседствуют с оленями (которые «увезу тебя я в тундру»)
и со слонами (которые жили на поляне, где баобаб вышел на склон, и которые при звуках флейты теряют волю)
Их гибриды, к сожалению, нежизнеспособны, в дикой природе погибают после первой же заправки бензином, и даже немногие автомузеи зоопарки мира могут похвастаться, что имеют в своей коллекции эту забавную зверушку.
Инородным телом на фоне тук-туков смотрятся современные мотоциклы и мотороллеры, но это не смущает их владельцев, многие из которых живут в седле своих двухколесных питомцев.
Семья из трех человек, тещи и собаки на мотороллере, включая багаж, газовый баллон и плитку для приготовления чая, а также складную походную пагоду — далеко не редкость на Шри-Ланке.
Для передвижения по песчаным прибрежным дюнам хорошо использовать так называемые «корабли пустыни»


Нет ничего лучше, чем выйти на берег океана, забраться в такое, прости Господи, судно и посидеть в нем среди песка, ощущая дуновение океанского бриза в лицо и вдыхая вонь гниющих водорослей.
Но туристам для форсирования же водных преград больше подойдет все-таки катер
или катер
Даже далеко не каждый ланкиец может позволить себе провести пол-дня в ожидании попутного сома, который доставит его к следующей точке маршрута
Впрочем, некоторые могут себе позволить обойтись и без сома — зажевав порцию свежего бетеля
или просто силой собственного воображения оказавшись на океанских волнах
К наименее экзотическим видам общественнотранспортной фауны Шри-Ланки можно отнести автобусы
и маршрутные такси-
Автобусы выглядят так, будто они каких-то сто лет назад сошли с конвейера где-нибудь в южном Глостершире и своим ходом преодолели расстояние, отделявшее их от автовокзала в какой-нибудь Анурадапуре, причем водные преграды они преодолевали так же самостоятельно. То есть выглядят, в принципе, неплохо, особенно в сравнении с автобусами где-нибудь в Сыктывкаре

и пользуются заслуженной любовью местного населения. Обратите внимание, с каким изяществом дожевывает автобус свежую веточку, заботливо предложенную ему водителем
Придорожная сопутствующая инфраструктура развита в целом неплохо и по уровню сервиса стоит где-то между Германией и Россией.
Кроме уже упомянутых оленей — вполне привычного явления на дорогах России,
на дорогах можно встретить баранов варанов-обочечников
и других видных участников дорожного — и придорожного — движения

Особый интерес для натуралиста представляют ежедневные миграции слонов из одной посудной лавки в другую
Кстати, обратите внимание, с каким дружелюбным интересом наблюдает за этим процессом зеленый тук-тук
как задорно горят его стоп-сигналы… как напряженно трепещет брезентовая крыша...
Широкая сеть АЗС позволяет без проблемы заправиться, причем если повезет — то и бензином
Крытые паркинги представлены естественными образованиями
и совершенно бесплатны.
В магазинах запчастей можно купить все — от шурупа до мотора
(судя по вывеске — автор статьи у магазина моторов)
Закусочные и бистро составят неплохую конкуренцию Макдональдсу и Бургеркингу
и позволят путешественнику не только утолить голод и жажду, но и при случае ознакомиться со спектром услуг местного здравоохранения.
Правила дорожного движения, знаки и разметка ясны и понятны участникам движения без перевода. Здесь
и дураку понятно, что дальше двигаться можно только подав предварительный сигнал колокольчиком.
Здесь
знак информирует о том, что стрелки башенных часов на круговом движении двигаются по часовой стрелке.
А при приближении к железнодорожному переезду пассажир на стульчаке тук-тука должен незамедлительно принять коленно-локтевую позу и внимательно смотреть в сторону приближающегося поезда
чтобы не пропустить его триумфальное появление на переезде
В целом правила мало чем отличаются от российских. Так, обгон медленно движущегося и уже вконец зае… пардон, затрудняющего дальнейшее движение транспортного средства разрешен не только по своей обочине или по встречной полосе при отсутствии на ней встречных слонов, но и по встречной обочине при отсутствии на ней ограничительных столбиков и встречных столбов
Парковка разрешена в любом месте, при условии, что водителю это действительно очень нужно
Для любителей экстрима могут быть организованы джиппинг туры


с заездом в логово слонов,
а также пешие
и вело-маршруты.
Совершенно безбашенные туристы могут совершить поездку по острову на автобусе
К сожалению, с окончанием войны между Тиграми Тамил-Илама и властями Коломбо больше недоступен аттракцион «Проедь на автобусе с Юга на Север и подвергнись обыскам под дулом автомата на многочисленных КПП по маршруту следования», таким образом уровень возможного экстрима несколько поубавился, но квест «Сядь в нужный автобус и уедь в нужную сторону» все еще пользуется популярностью у лиц, не владеющих сингальским, потому что купить нужный билет в такой кассе
Или даже у такого кассира
та еще лотерея!
На сегодня это все, дорогие любители животных транспортного мира. В следующей нашей передаче мы, если повезет, расскажем вам о рыбалке на Шри-Ланке. Или о чем-нибудь другом. Это уж как повезет.
Фото - Julbka
Текст - Levy
16.07.2017

Нет комментариев

Отправить комментарий